Собор архистратига Михаила и прочих сил бесплотных
Святые Ангелы обитают в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним.
Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен бытия мира. В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Бога заповеди, в то же время принял от Него повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов (Исх. 37, 7-9). В образе Ангелов многократно являлся Сам Бог. Явления святых Ангелов всегда возбуждали в людях высокое благоговение, и места этих явлений были священны.
В Святой Апостольской Церкви непрерывно совершается призывание святых Ангелов и воздается им благоговейное почитание.
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятей Троице предстоят шестикрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3,24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1,16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1,16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, подают духовную крепость и мужество в прохождении жизненного подвига.
Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) подают благодать укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.
В следующую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1,16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради славы Божией и для пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом святаго Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3,22) наиболее близки к людям. Они возвещают волю Божию, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих и удерживают от греховных падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Ангел - значит вестник, посланник. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они просвещают низших.
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Деян. 8, 26; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 17; 12, 15); Уриил (он же Иеремиил) - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Салафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, ходатай, испрашивающий людям милости Божией.
Блаженство Ангелов состоит в лицезрении Бога, в созерцании Его славы, они "выну видят лице Его" (Мф. 18, 10). Но этим непосредственным созерцанием совершенств Божественных не ограничиваются познания Ангелов. Они видят Бога и в природе тварной. Они хвалили Господа Творца "гласом велиим" в то время, когда сотворены были звезды и другие светила небесные (Иов. 28, 7). Пред их умными очами открывается как мироправление Божие, так и Домостроительство нашего спасения. Но таинство Искупления остается непостижимым и для Ангелов, а также и день последнего Суда, когда "приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним" (Мф. 25, 31). Не выходя за пределы разумения, им назначенного, они предстоят благоговейно пред Престолом Божиим и непрестанно славословят дивное Имя Его. В этом славословии состоит вся жизнь их по отношению к Богу.
По примеру Ангелов и мы можем углубляться, по мере сил наших, в тайны Божественного мироздания и мироправления. У нас есть ум, познающий Бога в природе видимой и духовной. Судьбы Божий в мире сотворенном постигаются и нами. Повсюду мы можем видеть премудрость, благость и всемогущество Божие, и благоговеть пред Его совершенствами. Особенно должны благоговеть мы пред тайной нашего спасения.
Ангелы со страхом и трепетом предстоят пред Престолом Божиим; и мы должны со страхом возделывать наше спасение. Славословие Божие да будет постоянным и вечным занятием нашим, вместе с Ангелами, в Царстве Отца Небесного.
Кроме исполнения обязанностей к Богу, мы можем подражать Ангелам и в исполнении обязанностей их к людям. Ангелы посылаются в помощь людям, особенно тем, которые желают наследовать спасение (Евр.1,14).
Они служат нам во всех наших нуждах, душевных и телесных. Нужно ли кому избавиться от врагов, нападающих на нас, Ангелы Господни ополчаются "окрест боящихся Его" для их избавления (Пс. 33,8). Желает ли кто освободиться от болезней и других скорбей, - Господь посылает Ангела, исцеляющего и спасающего. Нужно ли удалить кого от несчастья, греха и соблазна - Ангел является освободителем и спасителем. На скрижалях Священной истории мы видим многочисленные примеры, в которых Ангелы представляются благодетелями рода человеческого, помощниками, наставниками и руководителями.
Ангелы Божий, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всем своем блеске и сиянии не проникают грубейших тел, так и в невидимом - Ангелы Божий, заимствующие свой свет от Присносущного Солнца, от Самого Источника Света, являются лишь чистым душам. Как огонь возжигается от огня, свет от света, так и духовное соприкосновение к нам ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры.
Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога.
Предлагаемая подборка канонов, акафистов и молитв святым Небесным Силам безплотным, без сомнения, не только приблизит Архангелов Божиих к нам, многогрешным, но и возвысит наши души к тем небесным вершинам, где ныне и присно, и во веки веков обитает Свет любви - Свет тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго Иисуса Христа! Аминь.
О СВЯТЫХ АРХАНГЕЛАХ
Чин святых Архангелов, как средний в последней Иерархии, соединяет крайние чины своим общением с ними. Архангелы сообщаются с пресвятыми Началами и через них обращаются к премирному Началу, сообразуются с Ним сколько возможно; хранят между Ангелами единение сообразно своему стройному, искусному, невидимому водительству. С Ангелами чин Архангелов сообщается как чин, определенный для научения. Архангелы приемлют Божественные озарения через первые Силы по свойству Иерархии, передают их с любовью Ангелам, которые наиболее близко находятся к людям, а в особых случаях непосредственно достойным людям, близким по духу святым Ангелам.
Откуда же знаем мы, возлюбленные, о чинах и степенях ангельских? Сказал, поведал нам об этом тот, кто сам, своими очами, видел эти чины и степени ангельские, кто сам слышал их песни умилительные, их гимны победные - верховный апостол языков, Павел. Знаю я, - рассказывает он о себе, - человека во Христе, который... в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю; Бог знает, - восхищен был до третьего неба... в рай, и слышал неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12,2-4). Нельзя потому, что не выдержит сердце, не вместит ум. Посему-то и не мог апостол Павел пересказать никому глаголов, слышанных им на небе.
Но о том, каков строй жизни ангелов, какие среди них есть степени - обо всем этом апостол пересказал своему ученику, которого он из язычников обратил ко Христу, когда был в Афинах. Имя этого ученика Павлова - Дионисий Ареопагит (он был членом Ареопага, верховного суда Афинского). Дионисий, все, слышанное им от Павла, записал и составил книгу: "О Небесной иерархии".
Хотя число Ангелов безмерно - велико тьмы, тем - но Архангелов только семь. Азъ есмъ единъ отъ седми святыхъ Ангеловъ, - так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту, - иже приносятъ молитвы святыхъ и входятъ предъ славу Святого. (Тов. 12, 15). Подобных семи светильникам перед престолом Всевышнего, семь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил.
Святый Архистратиг Михаил
Кто яко Бог? - означает имя его; кто яко Бог? - выражают собою все дела его. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, безпримерной духовной силой. У пророка Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа иудейского (Дан. 10,13,21; 12,1). В откровении святого Иоанна Богослова, Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: "и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона... и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною... и ангелы его низвержены с ним" (откр. 12,79); тогда в злобе он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Откр. 12,13-17); но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенной победой Агнца (гл. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей во главе со святым Архангелом Михаилом. Он первый возстал против сатаны, когда сей возгордившись отпал от Бога. Собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул: "Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного света! Вонмем, как они от гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну!..." (Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие)
Ради такого дерзновения, как верный служитель Божий святой Архистратиг Михаил поставлен Богом вождем и чиноначальником, над всеми чинами святых Ангелов. Посему и изображается в воинственном виде, с копьем или пламенным мечем в руке, имея под ногами дракона, т. е. духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному; а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.
По церковному преданию Архангел Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась сила Господня, уничтожившая египтян, преследовавших народ Божий. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. V, 13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. XIX, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохава Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. III, 92-95). По воле Божией Архистратиг Михаил перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному во рву со львами. Он запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для поклонения как Богу (Иуд. I, 9).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством сего Архистратига. Ему посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве - сразу по принятии христианства - был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или предела, посвященного Архангелу Михаилу.
Архангел Гавриил
Второе место в ряду Архангелов принадлежит Архангелу Гавриилу. Имя это означает сила Божия. В деле служения спасению человеческому он является провозвестником и служителем всемогущества Господня. Так: имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, - весть об этом зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия, - честь благовестил о сем достается паки Гавриилу. Сей же Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения. Посему церковь именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он потому есть особенный служитель и тайн Божиих.
Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвию в руках, которая была принесена им Богоматери, а иногда - в правой руке - с фонарем, внутри коего горит свеча, а в левой - с зерцалом (т. е. зеркалом) из ясписа. Изображается с зерцалом, так как Гавриил - вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечею в фонаре, потому что судьбы Божий бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести.
Архангел Рафаил
Святый Архангел Рафаил, или помощь и исцеление Божие, есть имя третьего Архангела. Во святом Писании есть целая книга - книга Товита, - посвященная ему.
Когда Товия собирался по поручению отца идти в мидийский город Раги для получения десяти талантов серебра, отданных Товитом на сохранение Гаваилу, живущему в Рагах, и отыскивал себе попутчика, таким стал Архангел Рафаил, явившийся в виде юноши (Тов. V, 4-6).
Отправившись из дома Товита, Товия и Рафаил вечером пришли к реке Тигр. Товия пошел было купаться, но из реки показалась рыба, которая хотела поглотить юношу. Тогда Рафаил сказал ему: возьми эту рыбу, разрежь ее, вынь сердце, печень и желчь, и сбереги их. Юноша так и сделал. На вопрос его, к чему сердце, печень и желчь рыбы могут служить, - Рафаил отвечал: если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться; а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится" (Тов. VI, 8-9).
Слова Архангела оправдались.
Когда путники пришли в Екбатаны, где жила Сарра, дочь Рагуила, семь женихов которой погубил Асмодей, - они были хорошо приняты в доме Рагуила.
Рагуил отдал Сарру, дочь свою, в жены Товию, который, входя в спальню, вспомнил слова Рафаила: взял курительницу, положил сердце и печень рыбы, и курил. Демон, ощутивши этот запах, убежал в верхние страны Египта (Тов. VIII, 2-3).
Получив деньги с Гаваила и проведя четырнадцать дней в доме Рагуила, Товия с женою Саррой и Рафаилом пошли в обратный путь и пришли в Ниневию, где жил Товит. Рафаил сказал: я знаю, Товия, что у отца твоего откроются глаза; ты только помажь желчью глаза его, и он, ощутив едкость, оботрет их, и спадут бельма, и он увидит тебя (Тов. XI, 6-7).
Товия приложил желчь к глазам отца своего, и сказал: ободрись, отец мой! Глаза его заело, и он отер их. И снялись с краев глаз его бельма. Увидевши сына своего, он пал на шею к нему, и заплакал, и сказал: благословен Ты, Боже, и благословенно имя Твое во веки, и благословенны все святые ангелы Твои! (Тов. XI, 10-13). Неделю всего праздновало все семейство Товита. Когда же Товит хотел в благодарность отдать спутнику Товии половину принесеннаго серебра, Рафаил отозвал в сторону Товита и Товию, и сказал им: "Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас... Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас... Ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. Я - Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых, и восходят пред славу Святаго... Я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его во век" (Тов. XII, 6-7,14-15, 18).
Архангел Уриил
Св. Архангел Уриил (он же - Иеремиил) был послан Богом к Ездре предложить ему три подобия и показать три пути. "Если ты одно из них объявишь мне, той я покажу тебе (т. е. Ездре) путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое" (3 Езд. IV, 4).
Иди, - сказал Уриил Ездре, - и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел. Какой человек, отвечал я, может сделать то, чего ты требуешь от меня? А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердию, или какие пределы у рая - ты, может быть, сказал бы мне: в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил. Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне. И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд мог бы вместить в себе путь Всевышняго? (3 Езд. IV, 5-11).
Чем больше будешь испытывать, - продолжал Уриил, - тем больше будешь удивляться; потому что быстро спешит век сей к своему исходу, и не может вместить того, что обещано праведным в будущие времена; потому что век сей исполнен неправдою и немощами... Посеяно зло, а еще не пришло время искоренения его. Посему, доколе посеянное не исторгнется, и место, на котором насеяно зло, не упразднится, не придет место, на котором всеяно добро. Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько несчастия породило оно доселе, и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба! Разсуди с собою, сколько зерно злого семени народило плодов нечестия! Когда будут пожаты безчисленные колосья его, какое огромное понадобится для сего гумно! Как же и когда это будет? - спросил я его; почему наши лета малы и несчастны? Не спеши подниматься, отвечал он, выше Всевышняго; ибо напрасно спешишь быть выше Его; слишком далеко заходишь" (3 Езд. IV, 26-34).
Тогда спросил Уриила Ездра: "Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?" На это отвечал мне Иеремиил Архангел (он же Уриил): когда исполнится число семен в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера (3 Езд. IV, 35-37).
Далее Уриил аллегорически (подобием) указывает Ездре на близость наступления срока прихода Искупителя на землю. Покажи мне, - спрашивал Ездра, - имеющее придти более ли того, что прошло, или сбывшееся более того, что будет? Что прошло, я это знаю; а что придет, не ведаю. Он (Уриил) сказал мне: стань на правую сторону, и я объясню тебе значение подобием. И я стал и увидел: вот, горящая печь проходит предо мною, и когда пламя прошло, я увидел: остался дым. После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли. Тогда он сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшаго превысила, а остались капли и дым" (3 Езд. IV, 45-50).
Этими словами Архангел Уриил раскрыл Ездре, что от его времени до пришествия Спасителя осталось немного лет, гораздо меньше, чем от сотворения мира до времени Ездры, жившаго в V веке до Р. X.
Св. Архангел Уриил значит свет или огонь Божий. Он изображается с мечом в деснице, а в левой руке с пламенем, ниспускающимся долу. Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них же полезных; как ангел огня божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, это - ваш Архангел, люди, преданные наукам! Не забывайте, по примеру его, быть служителями не одного света знаний, но и огня божественной любви. Разум кичит, одна любовь созидает (IKop. 8,11).
Архангел Салафиил
Св. Архангел Салафиил явился Агари в пустыне Вирсавии, когда изгнал ее Авраам, - о чем повествуется в книге Бытия: "Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла и заблудилась в пустыни Вирсавии. И не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села вдали, в разстоянии на одинъ выстрел от лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села поодаль против него, и подняла вопль, и плакала. И услышал Бог голос отрока оттуда, где он был; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари, и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится. Встань, подними отрока, и возьми его за руку; ибо Я произведу из него великий народ. И Бог открыл глаза ея, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою, и напоила отрока" (Быт. XXI, 14-19).
Верховным служителем молитвы называет св. Церковь Архангела Салафиила. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо херувима для души, охраняя ее от всяких враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый-лик Ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши холодные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые прошения наши к престолу благодати. Когда увидите на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям, - то знайте: это - Салафиил. И видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами обращать сердце к Богу подобно ему.
Архангел Иегудиил
Св. Архангел Иегудиил есть тот Ангел, которого Бог послал предшествовать израильскому народу при покорении Ханаанской земли.
Когда Моисей, после сорокадневнаго поста и молитв, взошел на гору Синай, явился ему Бог и, вручая скрижали завета, дал ему закон, который должны были соблюдать люди Израиля. И сказал Господь: "Вот я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути, и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе. Блюди себя пред лицем его; не упорствуй против него, потому что он не простит греха вашего, ибо Имя Мое на нем... Когда пойдет пред тобою Ангел Мой, и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истребит их от лица вашего, то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их; но сокруши их и разрушь столбы их" (Исх. XXIII, 20-21, 23-24).
У шестого Архангела в правой руке златой венец, а в левой - бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность сего Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградою благ вечных и защищать именем Святыя Троицы и силою Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; почему он называется Иегудиил, или хвала Божия. В деснице Архангела не напрасно изображен венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Творца.
Архангел Варахиил
Это Ангел благословений Божиих. Его изображают со множеством цветов розовых в недрах его одежды. Так как благословения Божий различны, то и служение сего Архангела - многообразно; через него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие.
Вчитываясь в строки канонов, акафистов и молитв святым Архистратигам небесных воинств, мы должны помышлять, что и нам придется быть или в соборе Архангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто пожелает последнего? Но, желая первого, надобно заблаговременно приготовить себя к сожитию с Ангелами чрез стяжание мыслей и чувств ангельских.
Нужно иметь ревность ко славе Божией, подобную Михайловой, и нужно страшиться совершать нечестие, так как этот Архангел имеет власть наказать всякого нечестивца.
Нужно просвещать ум свой светом познания, посылаемого Архангелом Уриилом, но, в то же время, нужно чистосердечно и простодушно доверять тайнам Царства Божия, открываемым чрез Архангела Гавриила, и не слишком допытываться того, чего человек в настоящей жизни не может вполне узнать.
Нужно быть сострадательными и милостивыми к бедствующим, подобно Рафаилу, тогда и сами будем помилованы чрез ходатайство этого Архангела пред Престолом Божиим.
Нужно возносить со Архангелом Салафиилом и под его осенением пламенную молитву Господу, и нужно взирать среди трудов и лишений на золотой венец в руках Архангела Иегудиила, которым увенчивается в будущей жизни каждый "труждающийся и обремененный".
Нужно, наконец, со благодарностью принимать земные благословения и земное счастье, посылаемые Богом чрез Архангела Варахиила, но не нужно забываться в счастье и нужно пользоваться им так, чтобы чрез него получить благословение и блага небесные.
Нужно также помнить, что если даже Ангелы не все равны, но есть младшие между ними и старшие, высшие и низшие, то тем более не могут быть равны люди на земле - одни должны стоять выше, другие ниже, одни господствовать, другие подчиняться. Нужно, наконец, твердо помнить, что в будущей жизни мы должны будем вступить или в мир ангельский, или в мир злых духов. А последних ожидает, по словам Спасителя, тьма кромешная, где будет плач и скрежет зубов (Мф. 22,13). Третьего не дано.
Но "вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него - так сиял он необыкновенным светом, окружавшим лицо его... Вспомните преображение Господне на горе Фавор. Великий свет объял Его и быша ризы Его блещущия яко снег и ученики Его от страха падоша ниц. Когда же Моисей и Илия явились к Нему в том же свете, то чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослепившей учеников, облак, сказано, осенил их. И таким образом, благодать Всесвятаго Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие свое" (Беседа прп. Серафима с Н.А. Мотовиловым). Бог же всем человеком хощет спастися, и в разум истины прийти (Тим. 2,4).
Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.
И если ангельская молитва и молитва человеческая соединятся, то, без сомнения, на том месте заискрится Божественный свет, который укажет путь, - хоть и узкий, но от того видимый более отчетливо, - для восхождения в Царствие Творца и Создателя как ангельских, так и человеческих душ.
Назад до переліку